Версия для слабовидящих

Голосование

Нравится ли проект озеленения общественной территории сквер "Островок"
 

Календарь

Гости сайта

Сейчас 33 гостей онлайн

Проект ГОРОДСКАЯ СРЕДА

1 декабря - оплата налогов

Судогда в "картинках"

14.jpg

ПФР информирует

Вместе против коррупции

Администрация области

Администрация района

"БИЗНЕС-ИНКУБАТОР"

Заплати налоги

Налоговый калькулятор

ВЛАДИМИРСТАТ

GISMETEO: Погода по г.Судогда

Горячая линия ЖКХ

ПФР

Гуляния по-судогодски

В новогодние каникулы можно придумать множество самых разных развлечений – благо век 21-й с его возможностями воплотить самые смелые фантазии. Мы расцвечиваем небо невообразимыми фейерверками, отправляемся в дальние путешествия (можно даже - в гости к Деду Морозу!), отмечаем праздники в ресторанах, участвуем в игровых программах, смотрим захватывающее дух 3D-кино... А как гуляли на праздниках (не только зимних – рождественских, масленичных, новогодних, - но в первую очередь именно на них) наши предки сто, а то  и двести лет назад, когда не было ни телевидения, ни Домов Культуры, ни кинотеатров, ни суперсовременной пиротехники и прочих достижений технического прогресса? Сегодня мы подготовили небольшой обзор, который и расскажет об этом. Первый фрагмент – из воспоминаний Василия Дмитриевича Демешкина (рукопись хранится в Судогодском Краеведческом музее).

«Судогодский стекольный завод Голубевых находился в лесу, по которому пролегала шоссейная дорога Владимир – Муром. Напротив стеклозавода находилась прекрасная живописная роща из сосновых деревьев и хорошо очищенная площадка, где была построена небольшая беседка. Туда часто приезжал сам барин, помещик Храповицкий, и привозил своих музыкантов. Там он веселился со своей свитой. Рабочие, как старые, а также и молодые, приходили сюда и смотрели, как веселится барин-помещик. И стало тому неудобно проводить такое веселье, ведь было большое скопление рабочих завода и жителей города Судогды – вот и решили все торжества перенести в более удобное место. Оно находилось там, где потом были построены общежития Муроцевского Лесотехникума – на Бору. Туда такого количества людей не собиралось, и самому барину Храповицкому было недалеко совершать поездки, на Бор-то.

Рабочие и молодёжь и сами стали тоже устраивать по воскресным дням маленькие гулянки. Начиная с 1911 года, молодёжь завода в зимнее время так гуляла, а в первый день Масленой недели занимались встречей Масленицы. Как встречали? Жгли костры на территории лугов Поймы - прикатывали от завода пустые сульфатные бочки, зажигали их, обливая керосином. Пожилые рабочие с пятницы, в субботу и воскресенье шли в город Судогду и смотрели такое зрелище - крестьяне окрестных ближних деревень и граждане Судогды выезжали на своих лошадях, и по большой улице от Моста реки Судогды до здания Городской Управы (ныне где помещается исполком) около 200-250 лошадей ходили и бегали по улице взад-вперёд, ездили тут и на санях, и на других видах. Такое зрелище происходило три дня подряд, завод в эти дни работал только полдня. Такое было веселье! А молодёжь завода в воскресенье уже провожала Масленицу, тоже прикатывали сульфатные бочки, и опять начинают – жгут их, стоя вокруг огня, и поют песни: «Ах ты Масленица, ты обманщица, все проулки залила, ай да Масленица!» - и так продолжается до полночи. А потом с песнями уходят. Это называется - провожание Масленицы, такое праздненство бывало каждый год.

А ещё, как уже положено из старины, ведётся такое дело, что все молодые парни и девушки старались зимой, до Масленицы, совершить свой обряд, то есть повенчаться и стать мужем и женой. А потом, как уже принято в старину делать, - идти, как говорится, к тёще на блины – это начиная с четверга и кончая воскресеньем. Ранее не было общественного, как бы назвать, Клуба, и вся молодёжь на своих квартирах, где имеется девушка, собирались, делали вечеринки, там происходили всякие игры и танцы под гармонь – кадриль и другие старинные танцы, а днём в воскресенье собирались в лесу и водили хороводы.

А пожилые женщины – это уже весной происходило, происходило в праздник Светлого Христова Воскресенья, или Пасху, - ежедневно почти всю неделю собирались на улице, на лугу и катали мячик в положенные яйца. А маленькие детишки, девки и парни играли во всевозможные игры – в лапту и другие, бегали кругом, а иногда веселились в лесу на той самой площадке, где когда-то гулял сам барин Храповицкий со своей свитой».

 Ещё одно подробное описание судогодских праздников, проходивших в течение года, мы находим в другом тексте, имеющемся в распоряжении музея. К сожалению, автор и источник его неизвестен – однако не остаётся сомнений, что человек, написавший эти строки, сам всё это видел и был участником гуляний в Судогде до революции. Тем более, что сведения, приведённые выше В. Д. Демешкиным, во многом повторяются и здесь.

 «Чаше всего общение было через родственные связи, особенно в престольные праздники. В городе Судогда праздновались более широко такие престольные праздники, как Никола  Вешний (22  мая) и Никола Зимний (19  декабря), Казанская летняя (8 июня) и Казанская осенняя (4 ноября ). В эти дни действовали уездные ярмарки. Сюда съезжалось крестьянство со всего уезда. У каждой деревни были свои престольные праздники - на них приезжали даже дальние родственники, собиралась вся семья. Родственные отношения были весьма развиты. Даже кум или сват считались роднёй.

Например, в Боголюбивую (1 июля) в Головино приезжали из Жуковки или из Ширманихи, а в Успенье - головинские ехали к празднику в Жуковку, а в Троицу - в Алфёрово, в Казанскую - в Малюшино /Передел/ или Демидово.

Престольные  праздники праздновались из «последних» средств, но относительно хлебосольно. В каждом доме, может быть, недоедали в будни, а в праздники угощались вдоволь. Особенно важны были такие праздники для молодежи, ведь здесь знакомились молодые люди. К праздникам этим готовились заранее, варили брагу, если были деньги - покупали водку, забивали барана, а то и  бычка, накапливали яиц, творогу, сметаны. Гости начинали съезжаться накануне. И вот праздник - с утра пожилые, а иногда и молодежь, шли в церковь. После службы в церкви все собирались к праздничным столам. Обильно поев, пожилые рассаживаются на завалинках, а молодежь собирается где-нибудь в конце деревни. Там рассаживаются на заранее сделанные скамьи или положенные бревна и поют песни. Много было хороших народных песен: «Уж ты сад, ты мой сад…», «Не будите молоду». Появлялись гармонисты, балалаечники. Начинались танцы. Танцевали главным образом кадриль.

Всегда выделялись как-то произвольно вожаки, направляющие гуляние. По их команде вставали и шли гурьбой - девушки впереди, парни позади - в другой конец деревни. Под гармонь пели песни, чаще - частушки, под музыку «Страдания» синеборские и др. Придя на другой конец деревни, вновь рассаживались на бревне у другой площадки. Вновь поют песни и танцуют. Время от времени девушки забегали домой, переодевались - надо же было наряды показать! - а парни забегали в дома и прикладывались к хмельному. К концу дня уже из них многие пьяненькие. И вот один нечаянно толкнул другого, а тут еще из другой деревни парни пришли. И… драка. Не было ни одного праздника без драк, а  иногда и сильных. После праздника: «Хорошо ли погулял?» - «О, здорово, - дрались так, что одного на кладбище пришлось везти, троим скулы выбили, а сколько носов, зубов побили - не сосчитаешь»...

Молодежь часто собиралась на вечеринки – и в городе, и в деревнях - на посиделки. Эти вечеринки проводились поочередно в домах девушек. А иногда определенная группа молодых людей снимала у какой-нибудь одинокой старушки квартиру, и собирались в ней. Обычно эти вечеринки и посиделки начинались со сбора девушек. Они захватывали с собой какое-либо рукоделье и под пенье вязали и вышивали. Позднее приходили парни с гармошками или с балалайкой. Работы откладывались, начиналось веселье.

Но в посты старшие запрещали и вечеринки, и гулянья вообще. Самыми веселыми периодами были Святки и Масленица. Свадьбы как в городе, так и в деревнях главным образом игрались в зимний «мясоед» - от Святок до «Масленой». На Святках (от Рождества, 7 января, до Крещения, 19 января) каждый вечер на улицах города Судогды ходили толпы ряженых. Ряженые ходили по домам и там устраивали скоморошные игры. Эти своего рода маленькие карнавалы захватывали все слои общества. На Масленицу молодежь собиралась на пустырях, жгла костры, бочки из-под смолы и дёгтя. Во всех домах эту неделю пекли блины. В четверг начинали кататься на лошадях. В пятницу приходили в гости зятья и приносили тёще и тестю подарки, за что гостей хорошо угощали. Особенно большие катания  были в субботу. Проходили они и в городе, и в крупных селах. От моста до конца улицы в городе, почти до деревни Хорышово, двигались праздничные упряжки, поворачивая на концах улицы, делая замкнутый круг. Каждый старался как можно лучше показать и себя, и лошадь, и сани».

 Вот так гуляли в Судогде век назад. Просто, без каких-то особых придумок – зато весело и от всей души. И разве скажешь, что посетить новогоднюю дискотеку или даже резиденцию Деда Мороза – лучше, чем полюбоваться на тройки со звонкими бубенцами, пролетающие по широкой Екатерининской улице?..

Архивы листала Н. Знахуренко.